Сказание о рэкете
(литературная шутка)
В 90-е годы прошлого столетия среди прочих проблем, внезапно обрушившихся на Россию, не менее остро, чем продовольственная нехватка и дороговизна, выступала проблема рэкета. Последствия этого явления были у всех на глазах, и причина, вроде бы, ясна: кто-то не хочет работать и бросает вызов обществу, с прискорбием пожинающему плоды своего воспитания. Но, как мне кажется, невозможно понять, что вызывало к жизни и поддерживало рэкет, если не вглядеться в исторические корни этого явления.
Многое о характере народа и его обычаях дает изучение эпоса. В данном случае, применительно к русскому народу и русскому рэкету, который - плоть от плоти народа, - изучение былин.
Немалое количество былин посвящено самому, пожалуй, знаменитому герою и защитнику земли Русской – Илье, что "из города, из Мурома, из села Чернигова”, попросту говоря, Илье Муромцу.
Итак, люди добрые, какие сведения мы имеем о детских годах богатыря? Былины скупо доносят до нас, что, дескать, родился в правление князя Володимера в селе Чернигове хиленький ребеночек у бедных, но работящих родителей. И уж не могли они нарадоваться на первенца, так как до этого много у них детей было, да все померли, кто отчего, во младенчестве. А этот, потому и первенец, что выжил первый и последний из всех. Уж они на него сил не жалели, оберегали ото всех невзгод, работать не позволяли ни в коем разе. До того дошли в своем попечении, что запретили ему и вовсе подниматься и ходить, чтобы чего не приключилось с Илюшенькою. По всему селу пустили слух о сухости в ногах у любимого дитяти и о его неспособности ходить, чем снискали жалость поселян к нему и к себе заодно. Так и рос здоровенный детинушка, оберегаемый от забот, хлопот и работ. Что касается его умственных качеств, то, хоть былины о них и умалчивают, можно смело предположить, что и в этом отношении детинушку оберегали. Тридцать лет и три года длилось это безобразие. Тридцать лет и три года родители Илюшеньки вкалывали как проклятые от зорюшки до зорюшки на избалованного ими же детинушку, который, понятно, и в ус не дул, здоровея не по дням, а по часам на печечке.
Но, минул срок, и вынуждены были илюшенькины батюшка с матушкой после трудов праведных, да по старости лет своих отправиться в мир иной, оставив детинушку-сиротинушку, Илюшеньку горемычного в глубокой печали на печечке тридцати трех лет от роду. Неумёхою, да нескладёхою. Настала пора бугаю размышлять, как же дальше-то быть. Встать, да пойти по селу с разбоем, да посвистом – неудобно перед сельчанами. Они-то, болезные, до сих пор полагают, что Илюша безногий. Еще в колдовстве, да ведовстве обвинят всяком, а уж потом не открестишься. Но, голод-то не тетка, а тут еще басурмане со всех сторон приступать стали к земле Русской.
И вот, Илюша, сидя однажды на печи, да в окошко глядючи, в глубоком и безрадостном раздумье, да с голоду жуткого, увидел человека божьего, калику перехожего, коих так жалуют на Руси и почитают за святых иногда. Осенила Илюшу мысль пламенная. Подозвал он убогого к окошечку и говорит ему такие слова: ”Гой еси, ты, калика перехожая, ни к чему не способная опричь странствий. Пособи ты моему горюшку, да принеси ты мне, тож убогому, да безногому водицы из колодезя испить. Тот по доброте душевной, да по жалости сердечной взял, да и принес. Испил хитрый Илюша, а и поднялся на ноженьки свои богатырские. И грех было не подняться, коли, они всегда здоровы были, да крепко избалованы. А как поднялся он, выяснилось, что не только по Чернигову, а и во всей земле Русской здоровей его не сыскать. Изумленным, но темным и суеверным сельчанам объяснил Илья чудесное свое исцеление Божьим над ним промыслом. Бог, дескать, и послал калику этого помочь Илюше в его немощи. Спорить, даже если кто и усомнился, ввиду Илюшиной могучести непомерной никто не стал, да так и отступились.
Наступает новый этап в жизни богатыря. Делать он, как уже было справедливо отмечено, ни черта не умел, да и не хотел по видимости. Это следует хотя бы из того, что первым делом Илья где-то умыкает себе доспехи, меч и коня, которого он уводит из чужого сарая, разрубив в щепки мечом хлипкую дверь. И отправляется Илья первым делом не на поле пахотное и даже не на поле бранное, а на большую, прямохожую и прямоезжую дорогу "испытать силушку свою ратную”, как поясняется в былине. То есть, если говорить не былинным языком, попросту разбойничать.
Начало впечатляет. Мы увидим, что использованием того инвентаря, который так Илье приглянулся с самого начала, он впоследствии и ограничится. Таким образом, в лице Муромца мы видим тунеядца, бездельника и рэкетира тех времен далеких, когда вообще некому было обуздать громилу-Илью, кроме княжеской дружины. А у тех у самих своих дел было по горло – грабили народ не хуже Илюшеньки. Единственный, кто рискнул встать Муромцу поперек большой дороги, был другой рэкетир со стажем, Соловей-Разбойник, но и тот вскоре раскаялся глубоко и с выбитым "оком с окосицею” конкуренции Илье уже не представлял. После победы над Соловьем Илья занедужил, так как не мог он жить без смертоубийства. Убивать и грабить невинных прохожих, которые сдавались без сопротивления, ему надоело. Так уж, если совсем одолеет туга-тоска, поедет он в чисто поле, пару головушек снесет, и полегчает детинушке.
Слава Богу, прознал про здоровье Илюшино князь Владимир и призвал оборонять землю Русскую от басурман. Вот, где Илья развернулся, да так, что в памяти народной остался с благодарностью великою, да с честью ратною. Покрыл Илья себя и всех богатырей русских славою неувядающей. А так бы в позорище, да в гноище и забыт был. Так вот, в чем причина рэкетирства русского. Богатырь без настоящего дела всегда становится рэкетиром. И прежняя власть в лице князя Владимира об этом знала и умно пользовалась силой русскою, беспредельною и неразумною!
1991 г.